RU  |  EN

Вико Магистретти

Вико Магистретти (1920-2006)- архитектор по образованию, он построил десятки общественных зданий и частных домов, и был одним из тех, кто сформировал облик итальянской послевоенной архитектуры. За пределами родины он больше известен как дизайнер.
Вико родился 6 октября 1920 года в Милане. Он был сыном архитектора. На время Второй Мировой войны Вико, как и многие другие итальянские антифашисты, уехал в нейтральную Швейцарию. Там он познакомился с Джо Понти (Gio Ponti) и Эрнесто Натаном Роджерсом (Ernesto Nathan Rogers) - архитектором у которого была разработана целая программа послевоенного восстановления Италии и нового строительства.
Вскоре после знакомства с Эрнесто Натана Роджерса, Вико попал под его влияние, и годы изгнания оказались очень плодотворными. В то время Магистретти принимал участие в строительстве экспериментального квартала QT8 на окраине Милана. Построил для QT8 круглую церковь Santa Maria Nascente (Рождества Богородицы), а также участвовал в проектировании многоквартирных домов для бывших военнослужащих.
Он вернулся в Милан в 1945 году, где окончил Политехнический университет. Архитектуру Магистретти не оставлял на протяжении всей своей карьеры, но уже в начале 1950-х он начал проектировать мебель в новом для Италии современном стиле. Одним из знаковых предметов стало деревянное кресло Carimate, которое Магистретти (большой поклонник гольфа) спроектировал в 1959-м для им же построенного гольф-клуба на озере Комо. Чезаре Кассина (Cesare Cassina) в 1960-м запускает Carimate в массовое производство, и кресло становится бестселлером на все времена.
Вико Магистретти много делает для развития и поддержки итальянского дизайна. На 9-й и 10-й выставках Triennale (в 1951-м и в 1954-м) его мебель получает золотую медаль и гран при. В 1956 году он стал сооснователем ADI - ассоциации итальянского дизайна и вошел в жюри премии Compasso dOro. Позже еще неоднократно входил в число арбитров этой престижной премии.
Конец 1960-х и все 1970-е Магистретти много работает для Cassina и Artemide. Долгие годы остается арт-директором и главным дизайнером Oluce. Позже, в 1980-е и 90-е, к этому списку добавятся De Padova, Fritz Hansen, Campeggi, Fredericia, Kartell, Fontana Arte, Schiffini, Flou.
В 1969-м Artemide выпускает его стул Selene - наряду с Panton chair Вернера Пантона и Universale Джо Коломбо, это был практически первый в истории дизайна цельнолитный стул из стеклопластика. Глянцевый, яркий, выразительный, Selene казался поп-артовским объектом. При этом у него был ряд ценных потребительских качеств: недорогая себестоимость, повышенная устойчивость благодаря инновационным S-образным ножкам, редкая в те годы возможность складировать стулья один на другой. Несмотря на огромный успех модели, она давно снята с производства, и обзавестись сейчас можно только коллекционными экземплярами.
Вещи по дизайну Магистретти входят в коллекции престижных музеев по всему миру. В том числе в Музее Виктории и Альберта, миланском Триеннале, Метрополитен и др. В одном только нью-йоркском МоМА хранится двенадцать предметов маэстро, включая стул Selene, лампу Eclisse (Artemide, 1967), кресло Maralunga (Cassina, 1973) и настольный светильник Atollo (Oluce, 1977) - один из главных шедевров светового дизайна ХХ века. В 1994-м Магистретти получает четвертый «Золотой циркуль» за заслуги в течение всей карьеры.