RU  |  EN

Пьер Жаннере

Французский архитектор Пьер Жаннере (Pierre Andre Jeanneret, 1896—1967), вошел в историю как трудолюбивый соратник своего двоюродного брата Ле Корбюзье и строитель индийского города Чандигарх. В последние годы жизни, Жаннере вышел из тени Ле Корбюзье: коллекционеры высоко оценили его простые и элегантные предметы мебели, которые Жаннере создавал для Чандигарха, а декораторы по всему миру украшают богатые дома простыми тиковыми креслами и стульями дизайнера.
Если его знаменитый двоюродный брат Ле Корбюзье был прирожденным лидером, то Пьер скорее — отличным членом команды. Он получил блестящее образование в женевской Школе изящных искусств и был отменным рисовальщиком. Архитектурное бюро в 1921 году братья открыли вместе и все проекты до 1940 года подписывали исключительно как совместную работу «Эдуар Жаннере / Пьер Жаннере». До войны они сконструировали целый ряд модернистских построек. В основном это были частные особняки в окрестностях Парижа, в том числе и вилла Савой, ставшая крайне знаковой в развитии модернизма и современной архитектуры. Однако, для нового типа вилл нужна была мебель подстать. В 1929-м, на выставке «Осенний салон» впервые выставлялись столы, кресла, модульные стеллажи, созданные дружественным трио — Ле Корбюзье, Пьером Жаннере и Шарлоттой Перриан, которые были высоко оценены критиками и вошли в историю как одни из лучших образцов модернизма.
Во время Второй мировой войны между Жаннере и Ле Корбюзье возник разлад, когда первый присоединился к французскому сопротивлению, а второй сотрудничал с оккупационными властями Виши. Они возобновили совместную работу только в 1950, когда Ле Корбюзье убедил Жаннере помочь выполнить план для нового города Чандигарх.
Мебель произведенная для проекта индийского города прославила дизайнера на весь мир.
Жаннере спроектировал предметы дизайна для всего архитектурного комплекса, используя недорогие материалы местного производства, которые были бы устойчивый к экстремальным температурам Чандигарха, влаге и атаке насекомых-вредителей. Простые и функциональные, но в то же время прочные и крепкие конструкции стульев и кресел, были выполнены местными мастерами из тика, бамбука, железных прутьев, веревочных и хлопковых обивок.
Спустя несколько десятилетий местные организации, для чьих сооружений Жаннере и спроектировал свою мебель, начали избавляться от нее, не видя никакой ценности в мебели, которая к концу 1980-х приобрела многочисленные дефекты, а некоторая вообще вышла из строя. Столь ценные сегодня кресла и стулья Жаннере были распроданы на местных аукционах всего за несколько рупий. Часть купленных предметов была продана в качестве лома, а мебель, чей материал был полночью испорчен влагой и жуками, просто напросто сжигалась. Возможно, мебель по проектам Жаннере так бы и не получила второго дыхания, если бы в 1990-х французские галеристы Эрик Тушал, Франсуа Лаффанур, Филипп Жусс и Патрик Сеган не стали бы охотиться за «сокровищами» на индийских распродажах. Привозя мебель в Европу и поддавая ее кропотливой и дорогостоящей реставрации, Чандигархская мебель Пьера Жаннере стала наполнять европейские галереи и выставляться на ведущих ауционах. С 2008 года индийские власти запретили легально вывозить «наследие» Жаннере, а оставшиеся предметы мебели стали экспонатами главного городского музея. Со временем, стоимость перевезенных из Индии предметов начала достигать десятки тысяч долларов и превратилась в один из главных объектов желаний в коллекционном дизайне.