RU  |  EN

Этторе Соттсасс

Этторе Соттсасс
Итальянский архитектор Этторе Соттсасс (1917-2007) прожил девяносто лет, попробовав себя в роли архитектора, промышленного дизайнера, художника, издателя, фотографа, ювелира, теоретика и керамиста. Соттсасс оставил после себя бесчисленное число работ-частные виллы, аэропорт в Милане, интерьеры бутиков и огромное количество больших и маленьких предметов дизайна от дорогой посуды до офисной мебели.
Этторе Соттсасс прославился в 1958 году, когда спроектировал первый итальянский компьютер Elea 9003 для Olivetti. Чтобы сделать его легко управляемым и понятным, автор упорядочил элементы с помощью цвета, за что получил премию Compasso Dorro. Популярность его красно-оранжевой пишущей машинки Valentine того же бренда сегодня можно сравнить с iPod или iPad. Машинка Valentine стала настоящей иконой дизайна, один из экземпляров сейчас хранится в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства.
Настоящая одержимость яркими цветами, разнообразием оттенков и нестандартными сочетаниями, которые сформировали фирменный почерк Соттсасса, появилась у дизайнера после первой поездки в Индию в 1961 году. Его поразили многоцветные традиционные костюмы местных жителей и смелость, с которой даже самые небогатые индусы украшали себя. Он первым начал отделывать предметы мебели цветным ламинатом, а также проектировать мебель из стекловолокна неоновых цветов. Эти эксперименты с цветом в корне изменили стиль творчества, переведя работы Этторе Соттсасса в категорию радикального дизайна, на популяризации которого он был сосредоточен вплоть до конца своей карьеры.
В 1980-м Этторе создал свою студию Sottsass Associati, а в 1981 году возглавил дизайнерскую группу Memphis, которая прославила его на весь мир. Помимо Соттсасса в Memphis входили архитекторы, дизайнеры и художники: Андреа Бранци, Микеле де Лукки, Маттео Тун, Мартин Бедан и другие. Memphis воплощал в себе все темы, с которыми Соттсасс экспериментировал начиная с середины 1960-х: яркие цвета, кич и дешёвые материалы. Дебютировали Мемфис в 1981 году на международной мебельной выставке Salone del Mobile в Милане. На сей раз они захватили внимание не только знатоков дизайна, но и средств массовой информации, и концепции группы Memphis были провозглашены дизайном будущего. Эксцентричные вещи-скульптуры с ярко выраженным характером оказались ничуть не менее востребованы, чем выверенные предметы эпохи модернизма. Таким образом Соттсасс успешно опроверг самый известный модернистский постулат форма следует за функцией. Для молодых дизайнеров того времени это был интеллектуальный прорыв, который освободил их от привычных концепций классического рационализма, позволив попробовать более гибкий и концептуальный подход к проектированию.
Со временем, радикальный стиль или анти-дизайн, основоположниками которого стала группировка Этторе Соттсасса, стал наиболее влиятельным направлением в мировом дизайне. Предметы дизайна группы Memphis, среди которых были знаменитые стеллажи Carlton и Suvretta, конструкция Tawaraya и стол Brazil, выставлялись по всему миру, по сей день являясь важными экспонатами крупнейших мировых музеев. Среди преданных поклонников группы Memphis были такие личности как Карл Лагерфельд, София Коппола и Дэвид Боуи. Memphis просуществовал с 1981 по 1988, а Соттсасс, после распада группы сосредоточился на на развитии Sottsass Associati - она работает до сих пор и сотрудничает в том числе с Apple, NTT, Philips и Siemens.